В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства:
Брак есть Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.
Установление Таинства Брака
Бог благословил брачный союз первых людей в Раю и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею (Быт.1; 28), дав им один из первых Своих заветов. В той же книге Бытия, на первых ее страницах, раскрывается тайна брачного союза мужчины и женщины: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2; 24). Брак был одним из тех двух Божественных установлений, которые прародители вынесли за врата рая после грехопадения.
В Евангелии брак сравнивается с таинственным союзом Христа с Церковью, почему и называется апостолом Павлом "тайной великой" (См.: Еф. 5; 32,33). Господь Иисус Христос освятил Своим присутствием брак в Кане Галилейской и благословил его. Там же Он совершил Свое первое чудо, превратив воду в вино на бедной свадьбе (См.: Ин. 2; 1-11).
Насколько высок в очах Божьих союз мужчины и женщины, говорит тот факт, что Христос постоянно сравнивал образ жизни в Царствии Небесном с брачным торжеством. Господь делал это не случайно - картины брачного пира были хорошо знакомы тем, кто слушал Его проповедь. И поэтому они вызывали живой отклик.
История формирования чинопоследования Таинства Брака
Еще в ветхозаветный период брак считался священным установлением, но о брачных обрядах того времени известно мало. Глава, посвященная женитьбе Исаака и Ревекки, дает нам об этом следующие скудные сведения: Исаак предлагает невесте подарки; его слуга Елеазар совещается с отцом Ревекки относительно ее замужества; устраивается брачный пир.
Развитие брачной церемонии можно проследить в последующие времена. К описанным выше традициям, существовавшим во времена Авраама, добавим то, что позже стал заключаться брачный договор. Стало произноситься торжественное благословение жениха и невесты в присутствии нескольких мужчин, которых евангелист Лука называет "сынами брачными", а евангелист Иоанн - "друзьями жениха". Невеста являлась на брак в сопровождении женщин.
Потом, в ходе церемонии, следовали многочисленные ритуально-символические действия с покрывалом невесты и благопожелания от гостей. Жених и невеста пили из чаши, подаваемой раввином, который произносил формулу благословения на брак; жених брал золотое кольцо и надевал его на указательный палец невесты, произнося при этом: "Помни, что ты сочеталась со мной по закону Моисея и израильтян".
Прочитывался брачный контракт в присутствии свидетелей и раввина, который произносил семь благословений. Жених, державший в руке чашу, после произнесенных благословений разбивал ее либо о стену (если невеста - девица), либо о землю (если невеста - вдова). Затем начинался брачный пир, который продолжался семь дней. В течение этого семидневного срока жених должен был отдать невесте все обещанное в договоре приданое.
Бесспорно то, что традиции ветхозаветной брачной церемонии существенно повлияли на христианский брачный обряд. Другим источником влияния на его формирование является греко-римская культурная традиция.
Новозаветная Церковь с первых веков подчеркивала святость брака, как богоустановленного союза мужчины и женщины. "Сам Бог соединяет освящаемых Таинством и посреди их присутствует", - свидетельствует Климент Александрийский. Второй путь жизни для православного христианина - девство, которое имеет в очах Божьих такую же значимость, как и брак.
Церковь устами своих служителей свидетельствует о том, что браки православных христиан будут совершаться до конца времен. Поэтому апостол Павел говорит, что люди, запрещающие вступать в брак, которые явятся в последние времена, - лжеучители, и христиане не должны их слушать.
В 398 году IV Карфагенский Собор постановил, чтобы родители приводили жениха и невесту для благословения в церковь.
Созданная Господом Иисусом Христом Церковь входила в жизнь языческих народов, изменяя ее и "изнутри", и снаружи. Обычаи древних не отвергались, а им придавался новый смысл, они "переориентировались" для достижения иных целей. Так и в чинопоследовании Таинства Брака церковно оформлялись брачные обряды, бытовавшие у разных народов.
Как и все другие Таинства Православной Церкви, Венчание прошло определенный путь, прежде чем его чинопоследование окончательно сформировалось.
Развитие чинопоследования в Русской Церкви
Изложение последования Венчания в Русской Церкви в Х-ХП веках не сохранилось.
В XIV веке Таинство Брака совершали исключительно мирские священники. Интересной особенностью совершения Таинства в описываемый период было то, что жених и невеста сами обменивались кольцами, а слова "обручается раб Божий..." священником не произносились. Кроме того, не было таких составляющих современного чина Венчания, как молитва "Господи, Боже наш, иже отроку патриарха Авраама..." и сугубой ектеньи. Также, не было вопросов к жениху и невесте о добровольном вступлении в брак, и чтения Апостола и Евангелия. Новобрачные причащались Преждеосвященными Дарами.
В XV веке чин обручения пополняется обычаем троекратного благословения жениха и невесты горящими свечами.
В XVI веке Таинство Брака совершалось после прохождения нескольких церковно-административных этапов: во-первых, жених и невеста обращались к епископу с просьбой благословить их брак; во-вторых, архиерей выдавал им указ ("знамение", "венечная память") на имя приходского священника с указанием тому совершить "обыск". Так выявлялось, нет ли канонических препятствий к браку: "чтобы (брачующиеся) ни в кумовстве, ни в сватовстве, ни в роду, ни в племени не поималися" (Стоглав). В 1765 году императрица Екатерина II издает указ, по которому "венечные памяти" были отменены.
В описываемый период вошел в обычай семейный сговор, оканчивавшийся в доме жениха молитвой священника "жениху по невесту ехать". В доме невесты, куда жених приезжал также в сопровождении священника, последний читал ряд особых молитв (часть из которых входит теперь в последование второбрачных). Затем родители благословляли жениха и невесту, и все ехали в церковь, где совершалось последование Венчания. Вопроса о добровольном согласии в чине Венчания не было.
В XVII веке браки сопровождались заключением договора - "заряда", предписывающего выплату денежной компенсации в случае расторжения брака.
В первой половине XVIII века обручение и Венчание, составляющие две части Таинства, совершались разновременно: в соответствии с указом Петра Первого, изданном в 1702 году, промежуток между ними составлял шесть недель. Этим же указом император отменял "зарядные записи". В России в Синодальный период Таинство Венчания мог совершать только приходской священник жениха или невесты.
В 1775 году Синод постановил совершать чинопоследование обручения и Венчания одновременно. Исключение из этого правила делалось только для лиц императорской фамилии.
С 1802 года на Венчании кроме жениха и невесты должны были присутствовать свидетели, которые подтверждали подписями в метрической книге храма свершившийся акт Браковенчания.
Церковно-канонические препятствия к Браку
Православной Церковью четко определены причины, по которым Таинство Венчания совершаться не может. Они следующие.
1. Не допускается вступление в Брак более трех раз.
2. Запрещается вступать в Брак лицам, находящимся в близких степенях родства, вплоть до четвертой степени (то есть с троюродным братом или сестрой).
3. Церковный Брак невозможен, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя атеистами и желают венчаться, руководствуясь посторонними мотивами.
4. Не венчают пару, если хотя бы один из будущих супругов не крещен и не готов принять Крещения перед Венчанием.
5. Не венчают Брак, если один из брачующихся фактически состоит в браке с другим лицом. Если этот брак - гражданский, то он должен быть расторгнут в установленном государственным законом порядке. Если церковный, то необходимо разрешение архиерея на его расторжение и благословение на вступление в новый Брак.
6. Препятствием к совершению Браковенчания является духовное родство между кумовьями, крестившими одного ребенка и между крестными родителями и крестниками.
7. Не венчается Брак, если хотя бы один из брачующихся исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм). Но совершенный по католическому или протестантскому обряду, а также нехристианский брак, в случае, если даже только один из супругов присоединился к Православной Церкви, может считаться по их желанию в силе. При переходе в христианство обоих супругов, брак которых заключен был по нехристианскому обряду, совершать Венчание не обязательно, так как их супружество освящено благодатью Крещения.
8. Нельзя венчать принявших монашеские обеты, а также священников и дьяконов после их рукоположения.
Совершеннолетие, психическое и физическое здоровье жениха и невесты, добровольность их вступления в брак являются обязательными для регистрации гражданского брака условиями. Поэтому Церковь не принимает участия в выяснении этих обстоятельств, но требует от приходящих к Таинству Венчания свидетельство о государственной регистрации брака.
Отсутствие родительского благословения на Венчание (особенно, когда они являются атеистами) в случае совершеннолетия жениха и невесты не может воспрепятствовать Венчанию.
Дни, когда Таинство Венчания не совершается
Венчание не совершается:
1) в течение всех четырех многодневных постов;
2) во время Сырной седмицы (масленицы);
3) на Светлой (Пасхальной) Седмице;
4) в период Святок: от Рождества Христова (7 января по н.ст.) до Крещения Господня (19 января по н.ст.);
5) накануне двунадесятых и великих праздников;
6) накануне постных дней - среды и пятницы, а также по субботам в течение всего года;
7) накануне и в день праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи (10 и 11 сентября по н.ст.);
8) накануне и в день праздника Воздвижения Креста Господня (26 и 27 сентября по н.ст.);
9) накануне престольных праздников того храма, в котором планируют совершить Таинство.
Исключение из этих правил может быть сделано только по благословению правящего архиерея, и то при наличии чрезвычайных обстоятельств.
Кто и где совершает Таинство Венчания
Таинство может совершать только законно поставленный "белый" священник, не находящийся под каноническим запрещением. Монашествующее священство, по обычаю, не венчает. Сына или дочь священника должен венчать другой священник, но если такой возможности нет, это может сделать отец.
Венчание над каждой парой должно совершаться отдельно. Канонические установления не позволяют одновременное венчание нескольких пар. К сожалению, это правило в современных условиях (из-за большого количества венчающихся в одном храме пар) нередко не соблюдается. Брак совершается одним священником и, если в храме есть штатный дьякон, то он сослужит совершающему Таинство.
Местом совершения Таинства является любой православный храм. Венчание, как момент сугубого торжества, разделяют с брачующимися родители, родные, друзья и вообще все близкие им люди.
Что нужно сделать венчающимся перед совершением Таинства
Вопрос о конкретном месте проведения Венчания для людей, являющихся постоянными прихожанами того или иного храма, не стоит. Конечно, Таинство должно совершаться в "своем" храме; если духовник по какой-либо причине служит в другой церкви, то Венчание может совершаться там. Не принадлежащим тому или иному приходу надо определиться с тем, где будет совершаться Венчание. После того как выбор сделан, нужно решить некоторые организационные вопросы.
Во многих храмах существует предварительная запись, и проблему с ней надо решить заранее. Сделать это может любой родственник, присутствие жениха и невесты при этом не обязательно. Если есть желание, чтобы венчал конкретный священник, необходимо обговорить этот вопрос с ним, иначе Таинство будет совершать тот священник, "череда" которого выпадет в этот день.
С момента отделения Церкви от государства церковный Брак не имеет гражданской юридической силы, поэтому Венчание совершается над теми, кто зарегистрировал гражданский брак, это значит, что "расписаться" нужно до вашего прихода в храм. Если есть канонические препятствия к заключению Брака, необходимо лично обратиться в канцелярию правящего архиерея или его викария. Он при положительном решении вашего вопроса поставит резолюцию, по которой Венчание можно совершить в любом храме епархии.
Важнейший вопрос, который стоит перед желающей венчаться парой, - совместное Причащение перед совершением Таинства Брака. Эта традиция сохраняется с первых веков христианства, когда Таинство Венчания совершалось за Божественной литургией. Для подготовки к Причастию в день Венчания надо выполнить несколько условий.
1. Поститься (то есть не употреблять мясную и молочную пищу, а если возможно, то и рыбу) в течение трех дней или, по крайней мере, в течение одного дня перед Венчанием.
2. Ничего не есть, не пить и не курить накануне, с 12 часов ночи.
3. Если интимная жизнь до Венчания уже имеет место, необходимо воздержаться от брачных отношений в течение трех дней, или сделать это хотя бы в последний день перед Венчанием.
4. Очень желательно прочесть перед Причащением положенные молитвы: три канона (Господу Иисусу Христу, Божьей Матери и Ангелу-Хранителю) и Последование ко Святому Причащению.
Если выполнение этих условий по каким-либо причинам невозможно, нужно подойти к священнику и взять благословение на то, как в ваших жизненных обстоятельствах подготовиться к Таинству.
За какое-то время до совершения Венчания необходимо приготовить:
1) обручальные кольца, которые надо заранее отдать венчающему священнику или на свечной ящик;
2) так называемую венчальную пару икон:
а) с изображением Спасителя;
б) с изображением Божьей Матери;
3) венчальные свечи;
4) рушник (полотенце).
В день Венчания жених и невеста должны прийти к началу Божественной литургии, где они будут молиться, исповедоваться и причащаться Святых Тайн. Желательно присутствие за Литургией друзей и родственников молодоженов, но, в крайнем случае, они могут прийти к началу Венчания
Невесте лучше надеть удобную обувь, а не туфли на высоких каблуках, на которых трудно долго стоять. Перед Венчанием необходимо выяснить, разрешают ли в данном храме делать фотографии и снимать бракосочетание видеокамерой, чтобы исключить недоразумения.
Поскольку женщины за богослужением должны быть обязательно с покрытыми головами, невесте тоже необходимо иметь какой-нибудь головной убор. Кроме того, ей на время совершения Таинства лучше обойтись без косметики (или с минимальным ее количеством) и излишних украшений. Венчающейся паре необходимо иметь нательные крестики.
Шаферы, присутствие которых во время Венчания объясняется традицией, не есть лица, участвующие в Таинстве сакраментально, как, к примеру, восприемники при Крещении. Раньше оба шафера или, как их называли, "друзья жениха", были в соответствие с правилами церковного обихода одного пола - мужского. Тот факт, что сложившаяся на сегодняшний момент традиция предписывает шаферам держать венцы над женихом и невестой, не соответствует церковной практике. Это, большей частью, свидетельствует лишь о том, что жених или невеста боятся повредить прическу или головной убор венцами и поэтому считают неудобным надевать их себе на голову. Понятно, что такие мотивации новоиспеченной традиции к сути Таинства никакого отношения не имеют. Если все-таки венчающиеся хотят, чтобы шаферы держали венцы над их головами, нужно хотя бы, чтобы они были православного вероисповедания.
Суеверия, связанные с Таинством Венчания
С Венчанием, так же, как и с Таинством Елеосвящения, связано множество суеверий, но природа их несколько иная. Точнее говоря, природа их одна - языческие баснословия; просто "венчальные" предрассудки "посвежее", то есть некоторые их них возникли в не столь давний период.
К числу таких поверий относится то, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещают несчастья, скорби в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространено суеверие, которое с первых шагов новой семьи провоцирует ее членов к проявлению гордыни и к противлению воли Божьей. Оно заключается в том, что тот из брачующихся, кто первым вступит на расстилаемое полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье. Поэтому иногда даже на свадьбах более или менее воцерковленной молодежи можно видеть стремление невесты к тому, чтобы ее нога оказалась там первой.
Очередная басня гласит: чья свеча после Таинства окажется короче, тот и раньше умрет. Не остались в стороне и "филологи": положив в основу своего "богословского мнения" сходное звучание корней разных слов, они убеждают, что нельзя венчаться в мае, "потом будешь всю жизнь маяться". Все эти языческие придумки обличают маловерие, неверие, дремучее невежество их последователей, да и просто нежелание мыслить.
О расторжении церковного Брака
Церковь осуждает развод по той причине, что богоустановленный порядок брака его не подразумевал. В беседе с фарисеями Господь Иисус Христос сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так (Мф. 19; 4-8). Но немощь человеческого естества такова, что "вместить" этого запрета некоторые верующие не могут.
Развод в Православии осуждается, но признается, как выражение церковной икономии, как снисхождение к человеческой немощи. При этом право расторжения церковного брака и разрешение на вступление в новый брак принадлежит только архиерею. Для того чтобы епархиальный архиерей снял прежнее благословение и дал разрешение на вступление в новый церковный брак, необходимо свидетельство о разводе и отсутствие канонических препятствий к новому браку. Православной Церковью допускается не больше трех браков.
Перечень мотивов для церковного развода был достаточно широк, несмотря на то, что в Евангелии Господь указывает только одну такую причину: прелюбодеяние (См.: Мф. 5; 32). Так, Поместный Собор Русской Православной Церкви в 1918 году в "Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью" называет следующие:
1. Прелюбодеяние одной из сторон.
2. Вступление кого-либо из супругов в новый брак.
3. Отпадение супруга или супруги от Православия.
4. Противоестественные пороки.
5. Неспособность к брачному сожитию, наступившая до брака или явившаяся следствием намеренного самокалечения.
6. Заболевание проказой или сифилисом.
7. Длительное безвестное отсутствие.
8. Осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.
9. Посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей.
10. Снохачество или сводничество.
11. Извлечение выгод из непотребств супруга.
12. Неизлечимая тяжкая душевная болезнь.
13. Злонамеренное оставление одного супруга другим. Этот перечень оснований к расторжению брака в своей основе действителен и сейчас, кроме некоторых экзотических для нас нюансов (например, лишение прав состояния). В документе "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви", принятом Юбилейным Архиерейским собором в августе 2000 года, добавляется к перечисленным еще и следующие причины.
1. Заболевание СПИДом.
2. Медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания.
3. Совершение женой аборта при несогласии мужа.
Чинопоследование Таинства Брака
Схема чинопоследования Таинства
Обручение
Вынос Святых Креста и Евангелия из алтаря.
Благословение жениха и невесты, совершаемое священником зажженными свечами.
Каждение брачующихся.
Возглас священника: "Благословен Бог наш...".
Мирная ектенья.
Молитвы на обручение.
Обручение.
Заключающая молитва.
Сугубая ектенья.
Венчание
Чтение 127-го псалма.
Переход священника с брачующимися из притвора в центр храма.
Чин Таинства складывается из двух частей - обручения и венчания, первая из которых предваряет вторую, подобно тому, как Крещению предшествует оглашение и как Литургии верных (на которой совершается Таинство Евхаристии) предшествует Литургия оглашенных. Это деление имеет свой смысл: первая часть как бы готовит принимающих Таинство к его второйтайносовершительной части.
При этом обручение как бы отражает тот естественный брак, который был до Христа, брак между Адамом и Евой, брак с целью деторождения. Обручение свидетельствует признание Церковью тех взаимных намерений и чувств жениха и невесты, которые они удостоверяют в храме перед всеми там стоящими. Святая Церковь подтверждает искренность данного ими друг другу слова своим благословением и молитвами.
Последование Венчания своим молитвенно-благодатным строем полагает основание для совместной жизни в лоне Святой Церкви, под ее благодатным покровом.
Последование обручения
Жених и невеста становятся в притворе храма лицом к алтарю: жених справа, невеста слева. Священник выходит из алтаря через Царские врата с крестом и Евангелием в руках, которые полагаются на аналое, стоящем среди храма. За священником выходит дьякон с обручальными кольцами, которые во время совершения Литургии находились на правой стороне Престола. Затем священник двумя зажженными свечами, символизирующими чистоту и целомудрие венчающихся, трижды благословляет их и дает свечи им в руки. Если оба брачующихся вступают в брак во второй (третий) раз, свечи им не даются!
Священник вводит жениха и невесту внутрь храма, совершает перед ними каждение, и после этого начинаются молитвословия Церкви о брачующихся.
Священник произносит возглас: "Благословен Бог наш...", и читается "обычное начало".
После этого произносится великая ектенья, которая содержит особые прошения о венчающихся: о даровании им детей; о ниспослании им любви совершенной, мирной и помощи Божьей; о сохранении их в единомыслии и твердой вере; о благословении их непорочной жизни.
Затем читаются две краткие молитвы, в которых воздается хвала Богу, соединяющему разделенных, и испрашивается благословение на брачующихся. (По обычаю кольцо жениха должно быть золотым, а невесты - серебряным. Но кольца могут быть изготовлены и из одного металла - золота или серебра - и иметь украшения из драгоценных камней.)
Священник, взяв сперва золотое кольцо, произносит трижды: "Обручается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек)". При каждом произнесении этих слов он творит крестное знамение над главою жениха и надевает кольцо на четвертый (безымянный) палец его правой руки.
Затем берет серебряное кольцо и крестит главу невесты трижды, произнося: "Обручается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек)" и надевает ей кольцо на безымянный палец правой руки.
Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, серебряное - подобие луны, блистающей отраженным солнечным светом. Само кольцо - знак вечности и непрерывности брачного союза.
Затем, символизируя отдачу себя друг другу на всю жизнь, жених и невеста трижды обмениваются кольцами. После этого серебряное кольцо остается у жениха, а золотое - у невесты в знак того, что женской слабости передается мужественный дух.
Священник произносит молитву, в которой испрашивается благословение и утверждение обрученным. Завершается последование обручения краткой ектеньей с добавлением прошения об обрученных.
Последование венчания
Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, торжественно выходят на середину храма. Им предшествует священник с кадилом. Хор поет 127-й псалом, прославляющий благословенное Богом супружество.
Жених и невеста становятся на разостланный на полу перед аналоем белый или розовый плат. Крест, Евангелие и венцы лежат тут же на аналое.
Затем священник спрашивает жениха: "Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собой?"
Ответ: "Имею, честный отче".
Вопрос: "Не связан ли ты обещанием другой невесте?"
Ответ: "Нет, не связан".
Затем священник спрашивает невесту:
"Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?"
Ответ: "Имею, честный отче".
Вопрос: "Не связана ли обещанием другому жениху?"
Ответ: " Нет, не связана".
Этими вопросами выясняется, не было ли формальных обещаний вступить в брак с каким-то третьим лицом, и не вступал ли каждый из брачующихся в незаконную связь или в зависимость, так или иначе обязывающую его по отношению к этому лицу.
После этого литургическим возгласом - "Благословено Царство..." - начинается Венчание.
После краткой ектеньи о благостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три молитвы: "Боже Пречистый и всея твари Содетелю...", "Благословен еси, Господи Боже наш..." и "Боже Святый, создавый от персти человека...".
После этих молитв наступает главный момент Таинства.
Священник, взяв венец, знáменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя. Это может быть совершено как один, так и три раза (существует разные традиции, так как в требнике четко не указано, сколько раз нужно повторять это действие).
Венчая жениха, священник произносит: "Венчается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь".
Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, священник венчает ее, произнося: "Венчается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь".
Затем священник произносит триждытайносовершительные слова, благословляя обоих иерейским благословением:"Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)!"
Венцы, надеваемые в Таинстве Венчания на головы жениха и невесты, имеют три символических значения.
1. Царские венцы, надеванием которых провозглашается честь и слава человеку как царю творения. Жених и невеста становятся друг для друга в реальном смысле - царем и царицей.
2. Мученические венцы, символизирующие мученичество супругов, распинающих каждодневно в браке свой собственный эгоизм.
3. Венцы Царства Божья, путь в которое открывает благочестивая жизнь в браке.
После произнесения тайносовершительной формулы произносится прокимен:
"Положил еси на главáх их венцы, от кáменей честных, живота просиша у Тебе, и дал еси им".
Стих: "Яко дáси им благословение в век века, возвеселиши я (их) радостию с лицем Твоим".
Затем читается 230-е зачало из Послания святого апостола Павла к Ефесянам(Еф. 5; 20-33): благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
(Примечание: Для лучшего понимания смысла апостольского и Евангельского чтений они даются по-русски.)
Последние слова чтения: "А жена да боится своего мужа" нередко соблазняют венчающихся, рождают мысли о "средневековой темноте и забитости" женщины, а потому требуется некое усилие, чтобы понять смысл читаемого. Конечно, никаких деспотических призывов в апостольском чтении нет. Здесь есть высокие мысли, которые посещают сердца супругов, когда между ними есть истинная любовь: они боятся опечалить любящего человека и нарушить между собой даруемое в Таинстве сакральное единение. Это относится и к жене, и к мужу. Поэтому, будучи членами Церкви и частицами полноты церковной, они равны между собой, имея одного главу - Господа Иисуса Христа.
После Апостола читается Евангелие от Иоанна (Ин. 2; 1-11): На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жeно? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
После прочтения Евангелия произносится краткое прошение и молитва о новобрачных: "Господи Боже наш, во спасительном...".
Затем священник возглашает: "И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати...", и новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву "Отче наш".
Приносится общая чаша с вином, над которой священником читается молитва с просьбой о благословении "сочетающимся ко общению Брака".
Священник, осенив чашу крестным знáмением, троекратно подает ее сначала жениху, потом - невесте. Общая чаша символизирует такое соединение новобрачных, когда все без исключения радости и скорби - общие.
Затем священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрыв их сверху епитрахилью и своей рукой, и трижды обводит новобрачных вокруг аналоя. При этом поются торжественные тропари "Исаие, ликуй...", "Святии мученицы" и "Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало, мучеников радование, ихже проповедь - Троица Единосущная". Круг, который молодожены трижды совершают вокруг аналоя, символизирует вечное шествие, которое началось для них в этот день.
После этого священник снимает с супругов венцы, приветствуя их следующими словами: "Возвеличися, женишé, якоже Авраам, и благословися, якоже Исаак, и умножися, якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия".
"И ты, невесто, возвеличися, якоже Сарра, и возвеселися, якоже Ревекка, и умножися, якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, занe тако благоволи Бог".
Затем следуют молитвы: "Боже, Боже наш...", "Отец, и Сын, и Святый Дух..." и "Молитва на разрешение венцов в осмый день", по окончании которых новобрачные поздравляют друг друга поцелуем.
Произносится Отпуст, и новобрачных подводят к Царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери, и наоборот.
Провозглашается многолетие новобрачным, и все присутствующие поздравляют их с бракосочетанием.
Чинопоследование о второбрачных
Такое последование совершается лишь в случае, если и жених, и невеста вступают в брак во второй раз. Если хотя бы один из них венчается впервые, совершается обычное чинопоследование Брака. В чин о второбрачных добавляются две покаянные молитвы; в ходе совершения Таинства жениха и невесту не спрашивают о свободе их волеизъявления.
Чин благословения супругов, проживших много лет без церковного благословения
Супруги, которые прожили в невенчанном браке уже много лет и желают, чтобы над ними было совершено это Таинство, благословляются особым чином. Он называется чином "благословения супругов, проживших с собою 25 или 50 лет" и приспособлен к совершению Венчания над теми, кто прожил много лет без церковного благословения.
Этот чин совершается посреди церкви, где на аналое лежат Евангелие и крест. Муж при этом стоит с правой стороны, жена - с левой. Священник, совершающий Таинство, как и при обычном чине Венчания, одет в полное облачение. Он вручает супругам зажженные свечи и дает возглас:
"Благословен Бог наш...".
Хор отвечает: "Аминь".
Читается молитва призывания Святого Духа "Царю Небесный...", "обычное начало" и тропарь дня.
Затем произносится Мирная ектения с особыми прошениями о венчающихся:
"О рабех Божиих (имена) и еже о Бóзе покрове и сожитии их, Господу помолимся". "О еже спожити им дóбре во единомыслии, Господу помолимся".
"О еже подати им прощение прегрешений, грехов очищение, прощение беззаконий вольных же и невольных, Господу помолимся".
Затем произносится молитва 1-я: "Владыко Господи Боже наш, тайная вéдый человеческая, иже Рааву блудницу простивый и мытарéво покаяние приéмый, не помяни грехов наших неведения от юности. Аще бо беззакония нáзриши Господи, Господи, кто постоит Тебе, или какая плоть оправдается пред Тобою? Ты бо Един еси Праведен, Безгрешен, Свят, Многомилостив, Многоблагоутробен, Жалéяй (Сожалеющий) о человеческих злодеяниях. Ты, Владыко, присвоивый рабы Твоя (имена рек), соедини их любовию друг ко другу: даруй им мытарево обращение и блудницы слезы, да покаянием от всего сердца своего во единомыслии и мире заповеди Твоя делающе, сподобятся и Небеснаго Твоего Царствия. Яко Ты еси Строитель всех, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь".
Затем читается молитва 2-я: "Боже, Боже наш, пришéдый в Кану Галилейскую и тамошний Брак благословивый. Благослови и рабы Твоя сия Твоим Промыслом ко общению Брака сочетавшыяся: благослови их входы и исходы, умножи во благих житие их, восприими венцы их в Царствии Твоем, нескверны, и непорочны, и ненаветны соблюдаяй во веки веков. Аминь".
Затем священник трижды благословляет венчаемых супругов, простирая над их главами руки: "Господи Боже наш, славою и честию венчай их!".
А затем глаголет: "Вонмем. Мир всем. Премудрость, вонмем". Затем читается Прокимен, Апостол и Евангелие из "обыкновенного" чина Венчания.
Произносится сугубая ектенья с особым прошением о венчающихся:
"Еще молимся о рабех Божиих (имена рек), ныне просящих у Бога прощения и благословения в Брака общение, о здравии и спасении их, рцем вси: Господи, услыши, и милостивно помилуй".
Возглас: "Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь".
Священник: "Господу помолимся".
Хор: "Господи, помилуй".
И молитва: "Господи Боже наш, иже от язык предобручивый Церковь, Деву Чистую, благослови и сохрани рабы Твоя сия в смирении и соединении, якоже благоволил еси сохранити я (их) до сего дне; исполни вся благая хотения их; излей на них, яко Щедр и Благоутробен, богатыя милости и щедроты Твоя; даруй им с здравием долгоденствие и во всех добродетелех преспеяние. Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь".
Священник: "Мир всем".
Хор: "И духови твоему".
Священник: "Главы ваша Гoсподеви приклоните".
Хор: "Тебе, Господи".
Священник, благословляя, произносит молитву:
"Отец и Сын и Дух Святый, Всесвятая, Единосущная и Живоначальная Троица, Едино Божество и Царство, да благословит (творит крестное знáмение над главами брачующихся) вас, и да подаст вам долгожитие, совершенство жизни и веры, и да исполнит вас всеми земными благами, и да сподобит вас получити обещанныя небесныя блáга, молитвами Пресвятыя Богородицы и всех святых. Аминь".
Хор: "Слава, и ныне", "Господи, помилуй" (трижды), "Благослови".
Священник произносит отпýст:
"Иже в Кане Галилейстей пришествием Своим чéстен Брак показáвый, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых равноапостольных Константина и Елены и святаго великомученика Прокопия и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь".