САЙТ: https://vk.com/public174001722
Адрес: ул.Трудовая, 3
Телефон: +7 (3435) 96-37-90
Некогда, еще до нашей эры, философом Аристотелем была основана в Афинах особая перипатетическая школа, занятия в которой происходили исключительно во время пеших прогулок. Считалось, и это не отвергается до сих пор, что во время движения активнее происходит мыслительный процесс, яснее логика рассуждений, образнее причинно-следственные связи, острее память. А это как раз то, что необходимо развивающемуся организму ребенка.
Сейчас мы не будем акцентировать внимание на конкретном времени года, но постараемся унифицировать форму и методы общения с малышом, чтобы сделать эту схему приемлемой для любого сезона. Сразу необходимо отметить: уровень сложности вопросов, развивающих игр и заданий для каждого ребенка очень индивидуален, поэтому предполагается, что родитель будет регулировать его самостоятельно.
Прежде всего давайте зададимся одним важным вопросом: что происходит с ребенком каждую минуту его активной жизни? — Он получает впечатления и информацию. Оттого, насколько эти впечатления будут ярче, богаче, разнообразнее — напрямую зависит уровень интеллектуального, эмоционального и духовного развития малыша.
В связи с нашей темой позволю себе рассказать небольшой случай. Однажды, провожая вечером гостей, мы обратили внимание идущего с нами ребенка на очень красивый закат. Маленькая девочка, ей было тогда три года, остановилась, задумчиво посмотрела на небо и со вздохом сказала нам: «Да... Это все Бог сотворил». Никаких слов больше не требовалось. Этот ребенок преподнес всем нам урок, как бы мы должны почаще говорить подобное детям.
Везде, во всем, куда ни глянь —
На сушу, воды, облака, —
Кругом видна Господня длань,
Его всесильная рука.
Игумен Троице-Сергиевой Лавры Виссарион
Красота мира и Премудрость Божия, во всем содержащаяся, — самое главное, к чему должны сводиться и все наши беседы с ребенком, и чтение литературы, всевозможные наблюдения, и даже игры. Не грубо, не назойливо, но тонко и сообразно моменту. Идет ли снег, любуетесь ли вы листопадом, вкушаете сладкие плоды или наслаждаетесь ароматом цветов, — потрудитесь совсем немного: обращайте внимание детей на эти чудесные дары Божий, в которых проявляется любовь и забота о нас, грешных, и не забывайте почаще благодарить Подателя сего, подавая благой пример своим детям. Так незаметно ребенок взрастит в сердце своем истинную любовь и почтение к Богу, а в душе — твердыню веры, — именно те основы личности, которым специально нельзя научиться ни в каком учебном заведении. Вспомним здесь замечательные слова преподобного Серафима Саровского, сказанные некой женщине: «Матушка, матушка! Не торопись учить детей-то по-французски и по-немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее приложится им потом». И это прочее будет зависеть от вашего родительского трудолюбия, трудолюбия самого ребенка, его врожденных задатков и Промысла Божия.
Скромная задача этой книги как раз и заключается в том, чтобы не учить вас воспитывать ребенка, но помочь, чем-то дополнить те пробелы, которые порою существуют в общении с ним. Так, наверное, всем нам когда-то приходилось наблюдать, как уставший родитель раздражается на несвоевременно капризничающего малыша... Предлагаем один интересный способ устранения проблемы:
НАХОДЧИВАЯ МАМА
Простясь до завтра с детским садом,
Шагает дочка с мамой рядом.
Но вот заныла по пути:
— Устала я шагать-идти!..
— Зачем шагать! — сказала мать. —
Попробуй зайцем поскакать.
Вот так. Еще давай-ка!
Отлично! Ай да зайка!
Теперь попробуй покажи-ка,
Как семенит к норе ежиха...
Теперь — как бегает щенок.
Ух как! Стремглав, не чуя ног!
Как за птенцом крадется кошка?
Неслышно, вкрадчиво, сторожко...
А как ступает слон большой?
Трясутся стены дома!
А как бельчонок?..
Но постой! Вот мы уже и дома!
С. Погорельский
Замечательный рецепт, не правда ли? А вот еще один, который даже можно выучить как прибаутку:
ВСЕ ОЧЕНЬ ПРОСТО
Кто вечно хнычет и скучает,
Тот ничего не замечает
Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает...
Р.Сеф
Может быть, над этими незамысловатыми, на первый взгляд, строчками хорошо бы задуматься и нам, часто сетующим и унылым взрослым. И вообще, если мы научимся радоваться жизни вместе с ребенком, играя с ним, чему-то удивляясь, что-то вновь открывая, — как поможем мы не только ему, но и себе самим во многих внутренних проблемах.
Игра «Что для чего годится?»
Ведущий выбирает по своему усмотрению что-то из окружающего мира, называет это и спрашивает: «Для чего годится»? Другой — дает варианты ответа. Так по очереди они меняются.
Назначение. Игра развивает воображение, конструктивное мышление, наблюдательность, активизирует и уточняет знания об окружающем мире, расширяет кругозор, формирует речь. Если ребенок дает неполный ответ, то взрослый помогает его дополнить наводящими вопросами.
Пример. Березовая почка — для чего годится? Ответ. — Дает лист. Из почек можно заварить чай. Ими могут питаться птицы. Из них готовят лекарство... Камень — для чего годится? Ответ. — Используется как груз. Ударный инструмент. Из камня можно высекать огонь. Камень — строительный материал…
Старинная забава «Дорожки»
Осенью — выкладывая листьями, летом — протаптывая на песке, а зимой — на снегу, делаются «дорожки» в виде «спирали», «змейки», «круга восьмерками». Ребенок бегает по этим «дорожкам», периодически меняя направление.
Назначение: охват большой дистанции на малой площади; развитие координации, пространственного мышления, ловкости; поддержание хорошего тонуса малыша.
Игра «Наблюдатель»
Данная игра может проводиться как дома, так и на прогулке. Водящий из видимого окружающего мира выбирает любой предмет, объект и детально его описывает.
Другой играющий должен отгадать этот объект по описанию и найти, где он находится.
Назначение. Игра развивает у ребенка наблюдательность, речь, умение точно описывать то, что он видит, подмечая нюансы; подбирать слова, соотносящиеся с качествами предмета или объекта.
Например: предмет, сделанный из дерева и металла, служит местом отдыха человеку и украшает скверики? (Скамейка)
Игра «Логические цепочки»
Игру хорошо проводить на прогулке, где ребенка окружает множество объектов природы. Родитель задает вопрос: «Кем будет (или чем будет) семечко, шишка, мука, глина, железо, ребенок, гусеница, зерно и т.д.»
Желательно, где это возможно, при обсуждении указывать ребенку на многовариантность ответов.
Пример. Кем (чем) будет яйцо? Ответ: птенцом, курицей, может быть — яичницей. Из яйца может вылупиться черепаха, крокодил, змея или птица...
Вариант игры. «Кем была прежде птица?» Ребенок должен ответить, учитывая логическую цепочку: птица — птенчик — яйцо. (Кем была рыба? — Икринкой. Собака? — Щенком. Лягушка? — Головастиком. Бабочка? — Гусеницей. Рубашка? — Тканью, льном, семенем...)
Назначение. У ребенка развивается мышление, способность логически связывать переход одного качества в другое; расширяется словарный запас и знания об окружающем мире.
Игра «Фантазеры»
Вы прогуливаетесь с ребенком или отдыхаете, сидя на скамеечке. У вас в руках любой предмет: мячик, камешек, конфетка, листик... Вы его передаете ребенку, он его подробно описывает, учитывая всевозможные качества. После чего ребенок отдает вам этот предмет, но говорит, что он превратился во что-то другое. Теперь вы описываете все свойства и качества уже воображаемого предмета.
Пример. Ведущий говорит: «Вот Листик — он гладкий, прохладный, глянцевый, зеленоватый, легкий, может летать на ветру, увядает... Лист превращается в — мороженое!»
(С этим заданием — «мороженое» — лист передается другому игроку.)
Ведущий говорит: «Вот мороженое — оно такое холодное, ароматное, сладкое, но оно может растаять. Мороженое превращается в — воздушный шар!..» (И так далее игра продолжается, пока сохраняется к ней интерес.)
Назначение. Помимо интересного времяпровождения эта игра развивает речь ребенка, воображение, наблюдательность, аналитические способности. Расширяет представления об окружающем мире.
Игра «Представьте себе»
На прогулке, в любое время года и в любом месте, родитель предлагает ребенку внимательно прислушаться и описать все звуки, какие он слышит. Ребенок их называет. После чего родитель предлагает представить: какие еще можно услышать звуки в это время года? Ребенок называет предполагаемые звуки.
Пример. Лето. Слышится шорох листьев, шум ветерка, пение птиц, разговор людей, лай собаки, шум машины... Также летом можно еще услышать: журчание реки, шум моря, стук дождя...
Вариант игры. Ребенку предлагается представить и описать, какие звуки, например, можно слышать зимой? Осенью? Весной?
Пример. Ребенок говорит: зимой можно слышать хруст снега, завывание вьюги, скрип от полозьев санок, скрежет лопаты во время уборки снега...
Назначение. Игра развивает внимание, слух, аналитические способности. Через звуки ребенок открывает для себя новые грани мира.
Логопедические упражнения:
Дополнением к игре «Представьте себе» могут служить домашние занятия по:
— уточнению и закреплению правильного произношения звуков: Ш, С, У, Р, X, Ф;
— развитию дыхания и укреплению легких. (Для этого еще полезна игра с перышком или ваткой, когда ребенок поддувает его на воздухе, не давая упасть. Особенно она целесообразна в северных областях проживания.)
Пример. Во время прогулки ребенок описывал «звуки зимы». Дома родитель, в игровой форме, предлагает ему вспомнить: как воет вьюга? — У-у-у... Как скрипят саночки? — С-с-с... Как хрустит снег под ногами? — Хр-хр-хр... Как дворник убирает снег? — Ш-ш-ш... Как ветер несет снежинки? — Ф-ф-ф... Как мы отогреваем ручки? — Ху-ху-ху... Как сдуваем снежинки с ладони? — Фу-фу-фу...
По подобию «звуков зимы» проводят упражнения со «звуками лета», «звуками осени»...
Выучим чистоговорки:
Ехал в санках Дема к дому,
Повстречала дрема Дему.
Одолела Дему дрема.
Дремлет Дема возле дома.
Встретил в чаще еж ежа:
— Как погода, еж?
— Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съежась, два ежа.
И. Демьянов
Игра «Лошадка»
Ребенку предлагается представить, что он — маленькая лошадка. Во время игры ребенок имитирует движения лошадки, договаривая начальные фразы. Желательно слова потешки родителю выучить наизусть, так как дети любят эту игру и ее можно неоднократно повторять в разных ситуациях. Потешка читается динамично; ребенок двигается в соответствии с ее ритмом.
Родитель: Эй, лошадка!
Ребенок стоит на месте.
Ребенок: И-го-го! Родитель: Но, лошадка! Ребенок: Но-но!
Ребенок начинает движение.
Родитель: Скок, лошадка! Ребенок: Скок-скок!
Родитель: Цок, копытца!
Ребенок: Цок-цок!
Родитель: Выше, ножки!
Ребенок: Топ-топ!
Родитель: Веселее!
Ребенок: Гоп-гоп!
Родитель: Стоп, лошадка!
Ребенок: Тпр-ру-у!
Ребенок останавливается. «Лошадке» можно предложить передохнуть, «поесть сена».
В процессе повторов родитель должен быть готов к тому, что ребенок предложит ему поменяться ролями. После игры желательно провести с ребенком познавательную беседу.
Предполагаемые вопросы:
• К какому виду животных относится лошадь? (Домашнее животное.)
• Какое любимое лакомство у лошади? (Овес, сено.)
• В каких работах лошадь помогает человеку? (На лошади пашут, она служит транспортным средством, лошадь участвовала в боях, лошадь может перевозить грузы, она крутила жернова, перемалывая зерно...)
• В каких сказках встречается лошадь?
• Предложить ребенку словами описать лошадь и назвать ее главные качества. (Лошадь ходит на четырех ногах, у нее длинный хвост, большая грива... Лошадь сильная, быстрая, выносливая, умная, добрая, преданная хозяину...)
Р.Ю. Киркос. Православное воспитание детей дошкольного возраста. Сатисъ Держава, Санкт-Петербург, 2007