САЙТ: https://vk.com/public174001722
Адрес: ул.Трудовая, 3
Телефон: +7 (3435) 96-37-90
Язык нам дан Премудрым Богом,
Чтоб прославляли мы Творца...
В. Остапенко
Наверное, в современном мире сейчас ни у кого не возникает вопрос о том, зачем человеку уметь говорить и читать, зачем ему вообще нужен дар слова. Возможно, многие обладатели этого дара так никогда и не возьмут в руки Священное Писание, но именно оно — Слово Божие — является той путеводной звездой, на которую должна быть ориентирована вся жизнь человека. Этот путь начинается с колыбели, с первыми словами родительской любви и молитвы, и длится до последнего мгновения жизни. Несомненно одно — чем раньше ребенок будет способен воспринимать Божественный Глагол, тем вернее и надежнее будет его дорога в жизни. Однако все начинается с малого, с самого простого слововосприятия и словообразования, которые необходимы в формировании речи и мышления, в развитии сознания ребенка.
Надо отметить, что очень большое значение имеет выбор художественных произведений, с которыми малыш будет дополнительно знакомиться, размышлять над их содержанием, в разнообразных формах обыгрывать, что-то разучивать наизусть, так как это необходимо для развития памяти.
На какие критерии мы будем ориентироваться при выборе литературы:
— положительные персонажи, в которых воплощены идеалы добра;
— духовное начало и сюжеты, утверждающие христианские добродетели: любовь, доброту, милосердие, послушание, сострадание;
— слог и стиль, соответствующий возрасту ребенка;
— отсутствие психической агрессии, что сейчас нередко имеет место в детской литературе.
Конечно же, эта область слишком велика и разнообразна по охвату, но мы постараемся дать некоторые направляющие примеры для дальнейшей вашей творческой работы с детьми.
Словесная игра «Кто где живет»
(по принципу «Доскажи словечко»):
Назначение: ребенок самостоятельно подбирает рифмы, согласуя окончания. Расширяет кругозор по естествознанию.
Чтобы снова в добрый путь
Стих потек, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко.
Воробей живет под крышей.
В теплой норке домик... (мыши).
У лягушки дом — в... (пруду).
Домик пеночки — в... (саду).
— Эй, цыпленок, где твой дом?
— Он у мамы под... (крылом).
Т. Волжина
Побеседуем с ребенком:
• Если позволяет возраст ребенка — объяснить ему значение слова «рифма». Рифма — такое сочетание, когда подобранные два слова или их окончания звучат одинаково.
• На примере стихотворения показать ребенку, как гармонично устроен мир Божий, всему есть свое место и назначение. Каждое живое существо приспособлено Господом для жизни в своей среде обитания. Каждому живому существу самое родное — это мама.
Подвижная игра:
Предложить ребенку: «полетать», «как птичка», попрыгать, как «лягушка», побегать на носочках, «как мышка», обнять маму, «как цыпленок».
Дали туфельку слону.
Взял он туфельку... (одну)
И сказал: — Нужны пошире,
И не две, а все... (четыре).
С. Маршак
Назначение: подбор окончаний в соответствующем падеже; закрепление элементарного счета (его можно усложнить в игровой форме); получить дополнительную информацию об экзотическом животном — слоне.
Выучим чистоговорку:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
СПРЯТАННОЕ СЛОВО
Муха ахнула сперва:
— Ах, какие кружева! —
А попала в кружева —
И пропала... (голова).
Бедняжка, словно в тине,
Увязла в... (паутине).
В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!»
И ставит подпись:... (Дятел).
Трещала с самого утра:
«Пора! Пора!» А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит... (сорока).
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки, —
Ведь это —... (снегири)
Уснули дети. Свет потух.
Молчит горластенький... (петух)
Он ходит голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он... (жираф).
Е. Серова
Пообщаемся с ребенком:
• Предложить ребенку назвать всех: птиц, животных, насекомых, о которых говорилось в стихотворении.
• По возможности помогите ребенку их классифицировать: лесные, домашние, экзотические.
Удивительные факты:
• Жираф считается самым молчаливым животным, так как никто еще не слышал его голоса.
Творческая деятельность:
• Предложить ребенку (при надобности помочь) ножницами из бумаги вырезать птицу или жирафа. Вырезанные детали (туловище, ноги, крылья...) можно приклеить на фоновый лист бумаги. Назначение: развитие мелкой моторики.
Речевая игра «На водопой»
Служит развитию у ребенка способности слышать и подбирать рифму, учит согласовывать существительные с суффиксами «-онок», «-енок», расширяет представление о живой природе.
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой:
За мамой-лосихой топал... (лосенок),
За мамой-лисицей крался... (лисенок),
За мамой-ежихой катился... (ежонок),
За мамой-медведицей шел... (медвежонок),
За мамою-белкой скакали... (бельчата),
За мамой-зайчихой — косые... (зайчата),
Волчица вела за собою... (волчат),
Все мамы и дети напиться... (хотят).
Отгадываем загадки:
Много иголок,
Да все без ниток. (Еж)
На дереве живет,
С ветки на ветку прыгает-летает,
А не птица. (Белка)
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)
Зимой спит —
Летом ульи ворошит. (Медведь)
Речевая игра «Что правильно?»
Назначение игры: развитие внимания, логического мышления, речи; обогащение словаря.
Валенки в печке,
На завалинке гречка?
Гречка в валенке,
Печка на завалинке?
Гречка в печке,
Валенки на завалинке?
Валенки в гречке,
Завалинка в печке?
И. Сельвинский
Побеседуем с ребенком:
• Предложить ребенку выбрать правильный вариант словосочетаний.
• При затруднении ответа разобрать смысл словосочетаний:
— гречку варили в горшочке в печке;
— завалинка — такое место в устройстве печи, где можно было и валенки подсушить, и самому человеку погреться зимой.
• Выучить правильный вариант скороговорки и поупражняться в произношении.
ПРИСКАЗКА
За ступенькою ступенька —
Станет... (лесенка),
Слово к слову ставь складенько
Будет... (песенка),
А колечко на колечко —
Станет вязочка.
Сядь со мною на крылечко,
Слушай... (сказочку).
Игра-сказка «Любопытная сорока»
Назначение игры: формирование диалоговой речи и образного мышления, развитие умения составлять развернутый ответ.
Нравственный урок: любопытство — черта характера, говорящая о невоспитанности и считающаяся грехом.
Роли:
Зайчик — взрослый.
Сорока — ребенок.
Чтец. Встретились как-то на опушке Зайчик и любопытная Сорока. Не успел Зайчик даже поздороваться с нею, как Сорока начала осыпать его разными вопросами: где он был да что делал, куда идет да что несет?... Растерялся Зайчик, не знает, что и отвечать Сороке. Сам он был хорошо воспитан, и такого назойливого любопытства себе никогда не позволял, но и Сороку не хотел обидеть грубым словом. Решил Зайчик, что лучше всего шутками отделаться от докучливой болтуньи. И говорит ей:
Зайчик. Погоди-погоди, Сорока, зачем ты меня обо всем расспрашиваешь? Ты ведь сама повсюду летаешь, все видишь, обо всем знаешь... Разве не так?
Сорока.... (Отвечает ребенок).
Зайчик. Вот и скажи мне, пожалуйста, Сорока, как по-твоему: небо высоко или низко?
Сорока....
Зайчик. А земля далеко или близко?
Сорока....
Зайчик. Ой, Сорока, что-то плохо я разбираю: зима сейчас или лето?
Сорока....
Зайчик. А не видишь ли, Сорока, день сейчас или ночь?
Сорока....
Зайчик. Наверное, ты сегодня всех зверей в лесу повстречала или кого еще не видала?
Сорока....
Зайчик. Удивляюсь я, Сорока, как ты много всего знаешь! Одного не понимаю: зачем только другим столько вопросов задаешь?! Ведь на это говорят: «Любопытной Варваре — нос оторвали!»
Чтец. Затрещала Сорока, да так и улетела ни с чем от находчивого Зайчика. До сих пор она летает, сама болтает, но к другим с вопросами уже не пристает.
Р. Киркос
Побеседуем с ребенком:
• Предложить ребенку подумать, в каких случаях возникают и задаются вопросы? (Во время изучения чего-либо; в диалоге с целью какого-то действия, работы; для оказания помощи в чем-то...)
• Можно ли разделить вопросы на хорошие и плохие? По каким свойствам?
• Почему любопытство считается отрицательной чертой характера и вредит другим? (От любопытства возникают пустые, не приносящие какой-либо пользы вопросы и разговоры. Это часто нарушает чужую тайну и считается грехом для человека.)
• Чем любопытство отличается от любознательности? (Любопытный интересуется чужой жизнью, чужими тайнами, это — грех и невоспитанность. Любознательный — обучается чему-либо, приобретает знания, развивает свои способности на пользу себе и другим.)
Словесная игра «Внимание — окончание!»
Назначение игры: поддерживать речевое взаимодействие; оканчивать предложение по смыслу; учиться, где надо, подбирать рифму, развивать логику.
• Стоит Антошка на одной... (ножке).
• Под соснами, под елками ползет клубок с... (иголками).
• У сосны и у елки зеленые... (иголки).
• Две мышки пролезли в квартиру, отведать любимого... (сыру).
• Там, где есть снега и льдины, весело живут... (пингвины).
• Мышка, кошки берегись, в лапки ей не ... (попадись).
• У сосны иголки — сосновые, а у ежа — ... (ежовые).
• Воробей, чего ты ждешь, крошек хлебных не... (клюешь).
•Я давно заметил крошки, да боюсь сердитой... (кошки).
Логическое усложнение:
• У гриба шляпка широкая, а ножка — ... (толстая).
• Машина едет быстро, а самолет... (летит) быстрее.
• У портнихи иголка швейная, а у врача —... (медицинская).
• Листья, зеленые летом, осенью... (желтеют).
• У человека две руки, а у кошки... (четыре лапы).
• Рыбы плавают... (в воде), птицы... (летают в небе).
• Петушок громко песенки поет, а курочка... (несет яички).
СКАЗКА ПРО ДОБРЫЕ И КОЛЮЧИЕ СЛОВА
Как-то раз в одну хорошую, добрую книжку пробрались злые, колючие слова. Что там началось, даже страшно сказать! Если было написано: «Жил на свете маленький, пушистый и веселый котенок Мурзик», то колючие слова меняли все наоборот, и получалось так: «Жил на свете противный, грязный и ужасно вредный кот Царапка». Открыл утром Сережа свою любимую книгу, попробовал немного почитать и даже заплакал от горя — книга его изменилась до неузнаваемости. Что же делать? Как спасти книжку и вернуть в нее все хорошее, радостное и любимое?
А злые слова тем временем кривлялись, даже дразня и толкая друг друга. Они ощетинились ядовитыми колючками, чтобы к ним даже близко никто не мог подойти из добрых слов. Сережа поплакал еще немного над книгой, а потом вспомнил, как говорила бабушка: «Слезами горю не поможешь».
— Это точно, — вздохнул мальчик, — но я все равно что-нибудь придумаю.
— Ничего ты не придумаешь! — послышался скрипучий голос прямо из книги.
Сережа от испуга бросил ее на пол и отскочил в сторону.
— Ха-ха-ха! — послышался оттуда же дерзкий смех. — Испугался! Испугался! Наша победа!..
— Ах, это вы мне испортили книжку? — собравшись с духом, грозно спросил Сережа.
— Да, да, мы победили! Ура!.. Теперь мы, колючие слова, захватим все книги в мире и прогоним из них все доброе! — страшные, похожие на дикообразов фигурки подпрыгивали на страницах и строили при этом совершенно отвратительные гримасы. Потом вышло вперед грязное, скользкое, дрожащее, как холодец, зловещее слово и прошипело по-змеиному:
— Замолчите, глупцы! Мы не только захватим весь мир, мы так все вывернем наизнанку, что слова вообще потеряют всякий смысл и пропадут совсем...
В это время в комнату заглянула мама и позвала:
— Сереженька, милый, пора завтракать, пойдем, пожалуйста.
—Да-да, мамочка, извини, сейчас иду, — ответил мальчик и заметил, что в то время, когда он разговаривал с мамой, все это злое, колючее войско как-то съежилось и притихло, а некоторые злодейские слова вдруг полопались, как мыльные пузыри.
— Ага!.. — победоносно пропел Сережа. — Вот вам что не нравится! Ну, я скоро вернусь и разберусь с вами! Теперь-то я знаю, как спасти мою книжку и изгнать из нее непрошеных гостей.
Мальчик улыбнулся и пошел есть на завтрак свою любимую кашу.
Р. Киркос
Поразмышляем с ребенком:
• О чем догадался мальчик? Как можно спасти от «колючих» слов любимую книгу?
• Какие добрые, вежливые слова прозвучали в разговоре с мамой?
• Что маму радует так же, как ласковые слова? (Послушание с первого слова, добрые поступки...)
• Какие ребенок знает вежливые слова и обращения?
• Поможем мальчику спасти книгу: на каждое «колючее» слово будем отвечать добрым:
балованный —... (послушный)
зазнайка —... (скромный)
гневный —... (ласковый)
обманщик —... (правдивый)
ленивый —... (трудолюбивый)
трусливый — ... (отважный, смелый, героический)
жадный — ... (щедрый, добрый)
неуклюжий —... (ловкий)
слабый —... (сильный)
медлительный —... (быстрый)
торопливый —... (неспешный, рассудительный)
жестокий —... (милосердный)
грубый —... (вежливый)
злой — ... (любящий, добрый)
Творческая деятельность:
• Предложить ребенку сочинить собственную сказку на заданную тему; возможно усложнить задание, оговорив непременное использование определенных слов или словосочетаний. (Например: тема сказки — кисточка для рисования; усложнение — включение в текст слов: море, пушистые облака, пастушок...)
Р.Ю. Киркос. Православное воспитание детей дошкольного возраста. Сатисъ Держава, Санкт-Петербург, 2007